РП по внеурочной деятельности "В мире музыки" 4 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности « В мире музыки»» для учащихся 4
классов начальной школы на 2023-2024 учебный год относится к общекультурному
направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально эстетического воспитания младших школьников. Данная программа направлена на
формирование нравственных, эстетических качеств личности младших школьников.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие
документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
1.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования (приказ Министерства образования и науки РФ О применении ФГОС НОО
см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8
августа 2022 г. N ТВ-1517/03 См. справку о федеральных государственных
образовательных стандартах
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Рабочая программа составлена на основе программы
комплекту:

по учебно-методическому

Усачева В. О. Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.
– М.: Вентана-Граф, 2013.
В соответствии с образовательной программой начальной школы на изучение
данного курса выделено 0,5 час в неделю (17 часа в год).
В авторскую программу изменения не внесены.
Важнейшими условиями реализации данной программы в МОБУ СОШ
с.Янгискаин являются:
1) формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника,
уважительного отношения к культурным и семейным ценностям, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Выбор данной программы мотивирован следующими особенностями: Курс
внеурочной деятельности « В мире музыки» разработан как целостная система введения в
художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных
видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как
важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического
воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного,
формировать высокие эстетические вкусы.

Программа « В мире музыки» развивает музыкальные способности учащихся,
обучет игре на народных инструментах и приобщает детей к творческой деятельности.
Цели программы
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное
восприятие музыки;
воспитание
эмоционально-ценностного
отношения
к
искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине,
гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального
искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной
культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

развитие навыков ансамблевой и сольной игры на элементарных
народных инструментах;

обогащение духовной культуры детей через игру на народных
музыкальных инструментах.
Задачи программы:
Обучающие:

обучение основам техники игры на ложках и других народных
инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего
совершенствования в игре на музыкальных инструментах;

развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном
исполнении (дыхание, звукообразование, дикция, строй);

формировать
у
детей
потребность
общения
с
высокохудожественными
образцами песенной музыки;

учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.
Воспитательные:

воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;

воспитание музыкально развитых школьников;

воспитывать музыкальный вкус;

воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую
работу до конца.
Развивающие:
развивать вокально-хоровые навыки, навыки игры на инструментах;
развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;
развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Направления работы:
знакомство с русскими народными инструментами;
самостоятельное исполнение произведений на русских народных
инструментах;
работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими
музыкальными данными;
индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
работа с хоровыми
группами, которые организуются по
мере

необходимости.
В основе программы лежат следующие принципы:
творческой направленности;
максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;
этического отношения к личности ребенка;
конструктивного общения;
добровольности.
Содержание программы
4 класс 17 часа в год (0,5 час в неделю)
Вводный урок. Знакомство с музыкальными инструментами. 1ч.
Учащиеся познакомятся с понятиями: оркестр, дирижёр, концертмейстер,
композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки:
низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.
Кабалевский Д. «Игры»2ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Изучение метроритмики: короткие и долгие
звуки; сильная и слабая доли; ровное движение.
Русская народная песня «Калинка»2ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Уметь интонационно точно исполнять
песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках
Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима2ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Разучить и исполнять русские народные
песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.
Шостакович Д. «Вальс шутка»2ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы. Научится исполнять простейшие ритмические
формулы; уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;
Кабалевский Д. «Клоуны»3ч.
Разучивание и детской пьесы. Исполнять на шумовых инструментах ритмические
рисунки русских народных песенок и попевок;
Чешская народная песня «Пастушок»4ч.
Разучивание и исполнение детской пьесы.
Итоговый урок-концерт. 1ч.
Закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного
музыкального материала. Накопление репертуара.
Ожидаемая результативность учебно-воспитательного процесса
В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных,
духовых, клавишных);
- играть индивидуально и в ансамбле на музыкальных инструментах простейшие
мелодические импровизации, мелодически и гармонически озвучивать стихи;
- выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать
дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными
эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
- петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном
инструменте;

-

-

умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение «а
капелла» в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе,
использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения,
правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство;
понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

Планируемые результаты:
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащийся научится:
• постановке учебных задач (целеполагание) в опоре на имеющий жизненномузыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при восприятии и
разных формах музицирования;
• оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Учащийся получит возможность научиться:
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
песни;
Коммуникативные:
Учащийся научится:
• совершенствованию умений планирования учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
• искать способы разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки,
размышлений о ней, ее исполнения;
Учащийся получит возможность научиться:
 совершенствовать представление о музыкальной культуре своей родины,
толерантности к культуре других стран и народов.
Познавательные:
Учащийся научится:
• закреплять представления о музыкальном языке произведений, средствах
музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной
и профессиональной музыки;
• формированию на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий;
Учащийся получит возможность научиться:
 совершенствованию умений и навыков интонационно-образного жанровостилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной
природы музыки и использования различных видов музыкально-практической
деятельности;
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
 углублённое понимание социальных функций музыки в жизни современных людей, в
своей жизни;
 мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
 усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального и
осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего
региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах;
Учащийся получит возможность для формирования:
 представления деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе
включения в различные виды музыкального творчества.



позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Методы оценки результативности программы:
 посещаемость;
 фиксация занятий в рабочем журнале;
 отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
 практический результат.
Способы определения результативности программы:
 игра на 2-х и 3-х ложках;
 игра на русских народных инструментах с пением и движением;
 самостоятельное исполнение разученных песен;
 использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
 развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,
доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на
сцене.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
 зачетное занятие;
 конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива;
 участие в календарных и тематических школьных праздниках;
отчетный концерт.

Тематический план.
№

Наименование разделов и тем

Количество
часов
освоение раздела

1

Вводный урок. Знакомство с музыкальными
инструментами.

1

2

Кабалевский Д. «Игры»

2

3

Русская народная песня «Калинка»

2

4

Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима» 2

5

Шостакович Д. «Вальс шутка»

2

6

Кабалевский Д. «Клоуны»

3

7

Чешская народная песня «Пастушок»

4

8

Итоговый урок-концерт.

1

ИТОГО

17

на



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.