11.12.2023
Организация работы с документами — одна из составных частей процессов управления и принятия управленческих решений, которая существенно влияет на оперативность и качество управления. Каждый этап принятия управленческого решения в ДОУ самым тесным образом связан с его документационным обеспечением. Документационное обеспечение управления в ДОУ требует создания разных видов управленческих документов, без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности. Основные задачи делопроизводства в детском саду — сокращение информационных потоков до оптимального минимума и обеспечение упрощения и удешевления процессов сбора, обработки и передачи информации с помощью новейших технологий автоматизации этих процессов.
В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе - и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.
Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Третье - это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».
Принципы управления:
Лояльность к работникам.
Ответственность как обязательное условие успешного управления.
Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
Честность и доверие к людям.
Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов.Школы, где находятся ДГ (далее - ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.
ДГ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).
К свойствам управления мы относим целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.
На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого - воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.
Основными задачами ДГ являются:
- Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;
Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;
Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
. Общее собрание трудового коллектива является одной из форм коллегиального управления
- Педагогический совет - орган общественного управления дошкольным учреждением. Он действует в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения
Основные задачи совета школы:
Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.
Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно- образовательного процесса.
Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.
Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.
Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.
Родительский комитет является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения. одной из форм коллегиального управления Учреждения
Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:
1. Развитие и совершенствование образовательного и воспитательного процесса, взаимодействие родительской общественности и ДОУ.
2. Защита прав и интересов воспитанников ДОУ.
3. Защита прав и интересов родителей (законных представителей).
3.Рассмотрение и обсуждение основных направлений развития ДОУ.
4. Обсуждение и утверждение дополнительных платных услуг в ДОУ.
5.Оказание посильной помощи в материально-техническом оснащении ДОУ. Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.
Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.
Наблюдательный совет также является одним из органов управления Учреждения.
В компетенцию учреждения образования входят:
подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;
осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;
организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;
Учреждение образования обязано:
Учреждение образования несет ответственность за:
несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;
нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: