РП по литерному чтение на родном (татарском) языке

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на
родном (татарском) языке» для 1–4 классов начального общего образования (далее –
Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке».
Программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «Оязыках
народов Российской Федерации»;
4) Федеральный государственный образовательный стандартначального общего
образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 286);
5) Примерная

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол № 2/20 от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного образовательного стандарта. Программа
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе
воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному
предмету «Литературное чтение на родном (татарском) языке».Авторы рабочих программ
могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала,
определению последовательности его изучения, распределению часов по разделам и
темам.

2

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном
(татарском) языке»
Курс литературного чтения на родном (татарском) языке направлен на
формирование у младших школьников первоначальных знаний о татарской литературе,
интереса к чтению, культуры восприятия художественного текста; на воспитание
нравственности, любви к родному краю и государству через осознание своей
национальной принадлежности.
В 1 классе учебный предмет «Литературное чтение на родном (татарском) языке»
как систематический курс начинается после окончания курса «Обучение грамоте».
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами
гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык».
Цель и задачи изучения учебного предмета«Литературное чтение на родном
(татарском) языке»
Цель изученияучебного предмета – воспитание ценностного отношения к
татарской литературе как существенной части родной культуры, формирование
грамотного читателя, который в будущем сможет самостоятельно выбирать книги и
пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения или исходя из
поставленной учебной задачи,а также использовать свою читательскую деятельность как
средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
−

воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского

кругозора;
−

формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие

приемов понимания (восприятия и осмысления) текста;
−

формирование коммуникативных умений обучающихся;

−

развитие устной и письменной речи учащихся на родном (татарском) языке

(диалогической и монологической);
−

формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение

пониманию духовной сущности произведений;
−

развитие способности к творческой деятельности на родном (татарском) языке.

3

Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета
«Литературное чтение на родном (татарском) языке»
Учебный материал представлен в Программе следующими блоками: виды речевой
и читательской деятельности, работа с текстом художественного произведения,
литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского
чтения. В Программу включены лучшие образцы татарской детской литературы и
татарского фольклора. При формировании содержания Программы учтены эстетическая и
нравственная ценность текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, читательские
предпочтения. Произведения даны в рамках тематических разделов, обусловленных
возрастом и интересами обучающихся.
Содержание Программы направлено на воспитание нравственно развитой и
ответственной личности, на формирование патриотических чувств через осознание своей
национальной принадлежности.
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке»в
учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение на родном
языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке»и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском)
языке»отводится 1 час в неделю во всех классах начального общего образования. Общее
количество времени на четыре года обучения с 1 по 4 класс ориентировочно составляет
136 часов. Распределение часов по классам: 1 класс – 33часа (из них 16 часов отводится на
курс «Обучение грамоте»); 2–4 классы– по 34 часа.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать количество
часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана,
формируемой участниками образовательных отношений.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
1 класс
Обучение грамоте1
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных наблюдений, игр и занятий.Понимание
текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение его порядка.Восприятие слова как объекта изучения. Наблюдение за значением
слова.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами

со

скоростью,

соответствующей

индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное
чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое

чтение

(при

переходе

к

чтению

целыми

словами).

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Өйрәтәләр мәктәпләрдә… (Учат в школе...)
Произведения о школьной жизни, уроках, одноклассниках, праздниках в школе.
М. Джалиль. «Беренче дәрес» («Первый урок»).
Б. Рахмет. «Рәсем ясыйбыз» («Мы рисуем»).
М. Магдеев. «Мәктәптә беренче көн» («Первый день в школе»).
Дж. Дарзаман. «Тискәре хәрефләр» («Непослушные буквы»).
Ш. Маннур. «Яхшы бел» («Знай хорошо»).
К. Булатова. «Унга кадәр» («До десяти»).
Детский журнал «Сабантуй» о школе.
Минем гаилә (Моя семья)
Начальным этапом изучения учебных предметов «Родной (татарский) язык» и «Литературное чтение на
родном (татарском) языке» в 1 классе является курс «Обучение грамоте», на который отводится 2 часа в
неделю: 1 часа родного (татарского) языка и 1 час литературного чтения на родном (татарском) языке.
5
1

Произведения о семье и ее роли в жизни человека, о членах семьи, семейных
традициях, ситуациях общения в семье.
Г. Тукай. «Безнең гаилә» («Наша семья»).
Р. Валиев. «Барысын да яратам» («Всех люблю»).
Ш. Галиев. «Дәү әнигә күчтәнәч» («Гостинцы для бабушки»).
Татар халык иҗаты. Санамышлар, эндәшләр
(Татарское устное народное творчество. Считалки, заклички)
Малые жанры татарского устного народного творчества, их место в нашей жизни,
ситуации использования.Считалки.Заклички.
Ямьле табигать (Красивая природа)
Произведения о природе, о ее красоте, о важности ее сохранения.
И. Туктар. «Җем-җем!.. Чвик!»
Ф. Садриев. «Яңгыр, яу, яу, яу!» («Дождик, лей, лей, лей!»).
Ш. Галиев. «Тәмле җәй» («Вкусное лето»).
2 класс
Алтын көз җитте (Наступила золотая осень)
Произведения о красоте осенней природы, осеннего леса, о празднике 1 сентября.
Б. Рахмет. «Сара мәктәпкә бара» («Сара идет в школу»).
Р. Валиева. «Көз» («Осень»).
Г. Хасанов. «Көзге бакча» («Осенний сад»).
Ф. Яруллин. «Көзге табын» («Осенние яства»).
И. Туктар. «Урман букеты» («Лесной букет»).
Татар халык авыз иҗаты. Мәкаль-әйтемнәр. Табышмаклар (Татарское устное
народное творчество. Пословицы и поговорки. Загадки)
Малые

жанры

поговорки.Загадки.Тематика

устного
и

народного

проблематика.

творчества.Пословицы

Значение

пословиц.

и

Ситуации

использования в речи пословиц и поговорок. Смекалка и находчивость в решении загадок.
И ямьле дә соң бу дөнья! (Как прекрасен этот мир!)
Произведения, отражающие красоту внешнего и внутреннего мира, красоту
природы, труда, дружеских отношений.
Л. Лерон. «И ямьле дә соң бу дөнья!» («Как прекрасен этот мир!»).
Г. Тукай. «Эш беткәч уйнарга ярый» («Закончил дело – гуляй смело»).
Р. Гаташ. «Зәңгәр ил – балачак иле» («Голубая страна – страна детства»).
6

Ап-ак кыш килде (Зимушка-зима)
Произведения, раскрывающие образы зимней природы, красоту зимнего леса, тему
природы и человека. Праздник Новый год.
А. Еники. «Кышкы урман» («Зимний лес»).
А. Алиш. «Январь».
Б. Рахмет. «Кыш һәм кеше» («Зима и человек»).
С. Урайский. «Чыршы янында» («Вокруг елки»).
Туган илем, туган телем... (Родина моя, мой родной язык...)
Произведения, раскрывающие образ Родины, ее значение в жизни человека,
рассказывающие о важности сохранения родного языка.
Г. Тукай. «Туган тел» («Родной язык»).
Р. Файзуллин. «Синеке – илнеке» («Твое – родное»).
Э. Мукминова. «Туган телем» («Мой родной язык»).
Г. Баширов. «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан»).
Яз керде өебезгә (Весна к нам пришла)
Произведения, раскрывающие образ весны в литературе. Описание весенних
месяцев, оживание природы, жизнь птиц и зверей.
Н. Мадьяров. «Кар астыннан чыкты яз» («Весна выглянула из-под снега»).
Р. Миннуллин. «Яз керде өебезгә» («Весна пришла к нам в дом»).
Ф. Яруллин. «Композитор чыпчыклар» («Воробьи композиторы»).
А. Бикчантаева. «Март аенда» («В марте месяце»).
Көлке көлә килә (Посмеемся вместе)
Произведения о веселых и смешных ситуациях в жизни школы, одноклассников,
друзей.
Р. Миннуллин. «Малайлар сөйләшә» («Мальчишки разговаривают»).
Ш. Галиев. «Онытылган...» («Забыл...»).
Р. Валиев. «Бу класска ни булган?» («Что случилось с этим классом?»).
З. Гумерова. «Кайда булсын – кесәмдә» («Как где? В кармане»).
Исәнме, җәй! (Здравствуй, лето!)
Произведения, отражающие красоту летней природы. Стихотворения о веселом и
интересном проведении времени в летние каникулы.
Ш. Камал. «Җәйге иртә» («Летнее утро»).
Л. Лерон. «Безне җәй көтә» («Ждет нас лето»).
Р. Валиева. «Исәнме, җәй!» («Здравствуй, лето!»).
7

3 класс
Китап – белем чишмәсе (Книга – кладезь знаний)
Произведения, отражающие ценность книги, роль чтения в жизни человека и
значимость книги в становлении личности.
М. Гафури. «Китап һәм балалар» («Книга и дети»).
Дж. Тарджеманов. «Якын дус» («Близкий друг»).
З. Туфайлова. «Безнең китапханәдә» («В нашей библиотеке»).
Х. Халиков. «Китап докторы» («Книжный доктор»).
В. Нуриев. «Китап» («Книга»).
Халык авыз иҗаты. Әкиятләр
(Устное народное творчество. Сказки)
Произведения народного творчества – сказки. Виды сказок, сказочные персонажи.
Победа добра над злом.Татарские народные сказки.
«Гөлчәчәк» («Гульчачак»).
«Шүрәле» («Шурале»).
Әкиятләр илендә (В стране сказок)
Авторские сказки, их отличие от народных сказок.
Г. Тукай. «Су анасы» («Водяная»).
А. Алиш. «Сертотмас үрдәк» («Болтливая утка»).
Безнең нәни дусларыбыз (Наши маленькие друзья)
Произведения, раскрывающие отношения человека и природы.Образы зверей и
птиц в произведениях.
М. Джалиль. «Карак песи» («Вороватый котенок»).
Р. Миннуллин. «Акбайга» («Акбаю»)
Й. Миннуллина. «Этем югалды бүген» («Потерялся сегодня мой щенок»).
Л. Амирханова. «Минем нәни дусларым» («Мои маленькие друзья»).
Л. Лерон. «Хыялый Акбай» («Акбай-мечтатель»).
Г. Баширов. «Песинең ял көне» («Выходной для кошки»).
Н. Каштанов. «Йөнтәс песи» («Пушистый котенок»).
Сказка «Кем нәрсә ярата» («Кому что нравится»).
Изге сүз (Волшебное слово)
Произведения, раскрывающие смысл нравственных понятий.
И. Туктар. «Рәхмәт һәркемгә рәхәт» («Доброе слово каждому приятно»).
Д. Гайнетдинова. «Изге сүз» («Святое слово»).
8

М. Галлямова. «Дуслар» («Друзья»).
Р. Файзуллин. «Ничек яхшы булырга?» («Как стать хорошим?»).
Сәламәт яшибез, спорт белән шөгыльләнәбез
(Спортом занимаемся – здорово живем)
Произведения о здоровом образе жизни, физкультуре и спорте.
Х. Халиков. «Хәрәкәттә – бәрәкәт» («В движении – сила»).
Й. Шарапова. «Татарстан – спорт иле» («Татарстан – страна спорта»).
Г. Мурат.«Физкультура».
Дж. Дарзаман. «Бар да җитез» («Все мы ловкие»).
Ш. Галиев. «Витаминлы хәрефләр» («Витаминные буквы»).
С. Ахметзянова. «Үрнәк алабыз» («Берем пример»).
4 класс
Матурлык минем белән (Красота рядом)
Произведения, раскрывающие красоту внешнего и внутреннего мира человека.
Н. Исанбет. «Иң матур сүз» («Самое красивое слово»).
Р. Валиев. «Яшә, көмеш кыңгырау» («Звени, серебряный колокольчик»).
Г. Мухамметшин. «Хыял» («Мечта»).
В. Хайруллина. «Хозурлык һәм горурлык» («Красота и гордость»).
Р. Миннуллин. «Атказанган сандугач» («Заслуженный соловей»).
Ф. Зиятдинова. «Бик ярата мине эш» («Очень любит меня работа»).
Ш. Галиев. «Җирдә миңа ни кирәк?» («Что мне нужно на Земле?»).
М. Аглямов. «Матурлык минем белән» («Красота всегда со мной»).
Татар халык авыз иҗаты. Мәзәкләр
(Татарское устное народное творчество. Мэзэки)
Татарское устное народное творчество. Мэзэки как жанр устного народного
творчества.Народная мудрость, идеалы и представления в фольклорных произведениях.
Дуслык (Дружба)
Произведения о дружбе, о взаимовыручке, о согласии и единстве.
Б. Рахмет. «Минем дусларым» («Мои друзья»).
Р. Мингалим. «Дусларың гына булсын» («Пусть будут друзья»).
Х. Халиков. «Яңа дус таптым» («Я нашел нового друга»).
М. Галлямова. «Чын дус» («Настоящий друг»).
Д. Аппакова. «Шыгырдавыклы башмаклар» («Скрипучие башмаки»).
Табигать китабы (Книга природы)
9

Произведения о красоте природы родного края, об ответственности за мир
природы.
З. Туфайлова. «Без утырткан урман» («Лес, посаженный нами»).
Р. Курбан. «Календарь».
Дж. Тарджеманов.«Тукран малае Шуктуган» («Шуктуган»).
З. Ахмеров. «Агачлар да авырый» («Деревья тоже болеют»).
А. Баян. «Яхшылык кире кайта» («Добро возвращается обратно»).
Ш. Галиев. «Курыкма, тимим» («Не бойся, не трону»).
Күңелле бәйрәмнәр (Веселые праздники)
Произведения о календарных, народных праздниках. Народные обычаи и традиции.
Р. Курбан. «Бәйрәм бүген» («Сегодня праздник»).
Р. Хафизова. «Нәүрүз килә» («Навруз идет»).
Р. Зайдулла. «Сабантуй аланында» («На поляне Сабантуя»).
Р. Миннуллин.«Әйлән-бәйлән» («Хоровод»).
С. Сулейманова. «Әниләр бәйрәме» («Праздник мам»).
Җиңү бәйрәме (День Победы)
Изображение в произведениях праздника Дня Победы. Дань погибшим, уважение к
ветеранам, рассказы фронтовиков.
Р. Миннуллин. «Май килә» («Приближается май»).
В. Хайруллина. «Билгесез солдат» («Неизвестный солдат»).
М. Маликова. «Һәйкәл янында» («У обелиска»).
Р. Курбан. «Җиңү бәйрәме» («Праздник Победы»).
Распределенное по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи: текста, читаемого вслух учителем
и

одноклассниками,

высказываний

собеседников,

адресованных

себе

вопросов.

Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, ответы на вопросы
по ее содержанию и формулирование собственных вопросов.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового чтения к чтению целыми
словами, постепенное увеличение скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в
процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного
чтения (чтение отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания
на начальном этапе, жанровые требования и ограничения самого читаемого текста).
10

Чтение про себя. Самостоятельное чтение текста небольшого объема. Нахождение
в изучаемом тексте необходимых сведений, а также нахождение в словарях нужных
словарных статей и извлечение из них требуемой информации в рамках выборочного
чтения.
Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме
краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений,
передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с
опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей
диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним
свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста.
Письмо. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы,

места

действия,

характеров

героев),

использование

в

письменной

речи

выразительных средств языка (синоним, антоним, олицетворение, сравнение), короткие
сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.
Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ
текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых
доминант (основная мысль, главные переживания в лирическом стихотворении,
противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе). Определение
особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности
(антоним, синоним, олицетворение, сравнение). Умение определить характер героя (через
его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский
комментарий), сравнительный анализ поведения разных героев. Обнаружение (с помощью
учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских
переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом умение: устанавливать
причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать
авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные
средства.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Малые
жанры фольклора (считалки, загадки, заклички, пословицы и поговорки, мэзэки
(татарские народные шутки), народные сказки. Литературные авторские произведения.
Произведения классиков родной (татарской) литературы XIX–XX вв. (стихотворения,
рассказы).

Произведения

классиков

родной

(татарской)

детской

(стихотворения, рассказы, сказки). Детские периодические издания (журналы).

11

литературы

Литературоведческая пропедевтика. Различение типов рифм, различение
жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы,
узнавание в текстах художественных приемов (сравнение, олицетворение и др.) и
понимание причин их использования.
Систематизация знаний обучающихся о малых фольклорных жанрах татарского
народного творчества и усвоение понятия «устное народное творчество». Формирование
элементов

литературоведческих

представлений.

Представление

о

фольклорных

произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (сказки, малые
фольклорные формы: загадки, считалки, пословицы и т. д.). Авторская литература: жанры
рассказа и литературной сказки, поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм,
рифма). Освоение понятий «тема» и «основная мысль». Практическое различение
произведений

разного

жанрового

характера

(без

освоения

понятия

«жанр»).

Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских
произведений. Понимание жанровых особенностей текста (сказка, рассказ, стихотворение,
пословица, загадкаи т. д.). Понимание разницы между художественным и научнопознавательными текстами. Понимание отличий прозаического и стихотворного текстов.
Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском
тексте, а также понимать переживания героя (или лирического герояв лирическом
стихотворении).
Творческая деятельность обучающихся. Чтение художественного произведения
(или его фрагментов) по ролям. Умениечитать выразительно поэтический и прозаический
текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы
в соответствии с особенностями текста. Умение анализировать иллюстрации в учебнике,
сравнивать их с художественными текстами. Практическое освоение малых фольклорных
жанров (загадки, считалки, заклички, пословицы и поговорки, мэзэки), сочинение
собственных текстов и их инсценировка с помощью выразительных средств (мимики,
жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших
сочинений) делиться личными наблюдениями и впечатлениями.

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (татарском)
языке» на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
—

становление ценностного отношения к своей Родине —России;

—

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

—

сопричастностькпрошлому,настоящемуибудущемусвоей страны и родного

—

уважение к своему и другим народам;

—

первоначальныепредставленияочеловекекакчленеобщества,

края;
о

правах

и

ответственности, уважении и достоинствечеловека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилахмежличностныхотношений;
духовно-нравственного воспитания:
—

признание индивидуальности каждого человека;

—

проявлениесопереживания,уваженияидоброжелательности;

—

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического

и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
—

уважительное

восприимчивость

отношение
к

и

интерес

к

разным

художественнойкультуре,
видам

искусства,

традициямитворчествусвоегоидругихнародов;
—

стремление к самовыражению в разных видах художественнойдеятельности;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя идругих людей) образа

жизни в окружающей среде (в том числеинформационной);
—

бережное отношение к физическому и психическомуздоровью;

трудового воспитания:
—

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
13

потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовойдеятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
—

бережное отношение к природе;

—

неприятие действий,приносящихейвред;

ценности научного познания:
—

первоначальные представления о научной картине мира;

—

познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамо

стоятельностьв познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение народном (татарском)
языке»

в

1–4

классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

познавательными действиями:
базовые логические действия:
−

сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,

устанавливать аналогии текстов;
−

объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;

−

определять

существенный

признак

для

классификации

текстов,

классифицировать предложенные тексты;
−

находить закономерности и противоречия в текстовом материале на основе

предложенного учителем алгоритма наблюдения;
−

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи

на основе предложенного алгоритма;
−

устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать

выводы;
базовые исследовательские действия:
−

с помощью учителя формулировать цель;

−

сравнивать

несколько

вариантов

решения

задачи,

выбирать

наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);
−

выполнять по предложенному плану проектное задание;

−

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

14

−

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
−

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

−

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,

справочнике) информацию, представленную в явном виде;
−

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или

на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей,
справочников);
−

соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей/законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
−

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,

информацию в соответствии с учебной задачей;
−

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно

создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
В результате изучения предмета «Литературное чтение народном (татарском)
языке»

в

1–4

классах

обучающийся

овладеет

универсальными

учебными

коммуникативными действиями:
общение:
−

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

целями и условиями общения в знакомой среде;
−

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения

диалога и дискуссии;
−

признавать возможность существования разных точек зрения;

−

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

−

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

−

создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
−

готовить небольшие публичные выступления;

−

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления;
совместная деятельность:
15

−

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с

учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
−

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
−

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

−

ответственно выполнять свою часть работы;

−

оценивать свой вклад в общий результат;

−

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

В результате изучения предмета «Литературное чтение народном (татарском)
языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными
действиями:
самоорганизация:
−

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

−

выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:
−

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

−

корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

и

орфографических ошибок;
−

соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей по анализу

текста;
−

находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
Предметные результаты

Изучение учебного предмета «Литературное чтение народном (татарском) языке» в
1–4 классахобеспечивает:
−

понимание места и роли татарской литературы в едином культурном

пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
−

первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур

разных народов, о роли фольклора и художественной литературы татарского народа в
создании особого культурного, морально-этического и эстетического пространства;
16

−

освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных

понятий теории литературы (чтение вслух, чтение про себя, жанры художественных и
фольклорных

произведений,

анализ

прочитанных

литературных

произведений,

изобразительные и выразительные средства татарскогоязыка);
−

приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в

текстах, сформированность читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся
(использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое), работа с текстом (вопросы к тексту, план текста), чтение по ролям,
выполнение творческих работ).
Предметные результаты по классам
1 класс
Обучающийся научится:
–

читать

вслух

(владеть

техникой

слогового

плавного,

осознанного

и

правильного чтения вслух с учетом индивидуальных возможностей, с переходом на
чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), осознанно выбирать
интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
–

понимать прослушанный текст;

–

отвечать на вопросы в устной форме;

–

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

–

составлять предложение из набора форм слов;

–

устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и

наблюдениям;
–

определять (с помощью учителя) тему и главную мысль прочитанного или

прослушанного текста;
–

характеризовать литературного героя;

–

читать наизусть 1–2 стихотворения разных авторов;

–

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету учителя;

–

выполнять письменные упражнения в рабочей тетради;

–

различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, заклички) и

художественной литературы (рассказы, стихотворения);
–

отличать прозаическое произведение от стихотворного, выделять особенности

стихотворного произведения (рифма);
–

находить средства художественной выразительности в тексте (уменьшительно-

ласкательная форма слов);
17

–

выразительно читать;

–

составлять устное высказывание (2–3 предложения) на заданную тему по

образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
–

анализировать иллюстрации и соотносить их сюжет с соответствующим

фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в
тексте.
2 класс
Обучающийся научится:
–

читать вслух (владеть техникой осознанного и правильного чтения вслух

целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, с соблюдением при чтении
орфоэпических интонационных норм), уметь переходить от чтения вслух к чтению про
себя;
–

понимать смысл прочитанных произведений или воспринятых на слух;

–

задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в

беседе по прочитанному тексту;
–

самостоятельно определять тему и выделять главную мысль произведения;

–

определять хронологическую последовательность событий в произведении;

–

сопоставлять название произведения с его темой (о природе, о сверстниках, о

добре, зле и т. д.);
–

строить короткое монологическое высказывание (краткий и развернутый ответ

на вопрос учителя);
–

уметь характеризовать литературного героя, давать оценку его поступкам;

–

читать наизусть 2–3 стихотворения разных авторов;

–

ориентироваться в книге, учебнике, опираясь на ее аппарат (обложку,

оглавление, иллюстрации);
–

различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы и поговорки,

загадки);
–

находить в тексте средства художественной выразительности (синонимы,

антонимы);
–

читать художественное произведение по ролям;

–

пересказывать текст с изменением лица рассказчика;

–

писать короткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.

18

3 класс
Обучающийся научится:
–

читать вслух (владеть техникой осознанного чтения про себя и вслух целыми

словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и
слогов, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм);
–

в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения

(изучающее, выборочное, ознакомительное);
–

задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного

характера, участвовать в беседе по прочитанному тексту;
–

определять позицию автора (вместе с учителем);

–

строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением

норм татарского литературного языка;
–

составлять план текста (вопросный, номинативный); пересказывать текст

(подробно, выборочно, сжато);
–

читать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;

–

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, а также с

использованием словарей и других источников информации;
–

приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора

разных жанров;
–

находить

и

различать

средства

художественной

выразительности

(олицетворение) в произведениях устного народного творчества и в авторской литературе;
–

придумывать

продолжение

прочитанного

произведения,

сочинять

произведения по аналогии с прочитанным;
–

принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных

диалоговых фрагментов литературных текстов.
4 класс
Обучающийся научится:
–

читать про себя (используя технику автоматизированного чтения) и вслух

группами слов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;
–

знать содержание изученных литературных произведений, указывать их

авторов и названия;
–

делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его

для пересказа;
19

–

самостоятельно

характеризовать

героев

произведений,

устанавливать

взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; высказывать оценочные
суждения о героях прочитанных произведений; сравнивать характеры героев как внутри
одного, так и в нескольких разных произведениях, выявлять авторское отношение к
герою;
–

читать наизусть 4–5 стихотворений разных авторов;

–

перечислять названия одного-двух детских журналов и пересказывать их

основное содержание (на уровне рубрик);
–
страница

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист,
«Содержание»

или

«Оглавление»,

аннотация,

иллюстрации);

делать

самостоятельный выбор книг в библиотеке;
–

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая

различные словари и справочники, в контролируемом пространстве сети Интернет);
–

самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности

(сравнения), понимать их роль в произведении;
–

использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств,

мыслей, оценки прочитанного;
–

создавать собственный текст на основе художественного произведения, по

иллюстрациям, на основе личного опыта;
–

выполнять проектные задания с использованием различных источников и

способов переработки информации.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ2
1 класс –33ч.
Тема,разделкурса
Развитие речи
(4 ч.)

Слово и
предложение
(2 ч.)

Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Обучение грамоте (16 ч.)
Составление небольших рассказов
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной
повествовательного характера по серии
последовательности: анализ изображенных событий, обсуждение
сюжетных картинок, материалам собственных сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки.
наблюдений, игр и занятий.
Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной
Понимание текста при его прослушивании и
последовательностью, анализ изображенных событий,
при самостоятельном чтении вслух
установление правильной последовательности событий,
объяснение ошибки художника, внесение изменений в
последовательность картинок, составление устного рассказа по
восстановленной серии картинок.
Совместная работа по составлению небольших рассказов
повествовательного характера.
Совместная работа по составлению небольших рассказов
описательного характера.
Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по
опорным словам.
Слушание текста, понимание текста при его прослушивании
Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение его
порядка.

Совместная работа: придумывание предложения с заданным
словом.
Моделирование предложения: определение количества слов в

При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), содержание которых соответствует закону об образовании (Приложение 1).
Список произведений, рекомендованных для чтения наизусть, дан в приложении к Программе (Приложение 2).
2

21

Восприятие слова как объекта изучения.
Наблюдение над значением слова
Чтение
(10 ч.)

Өйрәтәләр
мәктәпләрдә...
(Учат в школе...)
(5 ч.)

предложении и обозначение каждого слова полоской.
Самостоятельная работа: определение количества слов в
предложении, обозначение слов полосками
Слоговое чтение (ориентация на букву,
Упражнение: отработка умения читать слоги с изменением буквы
обозначающую гласный звук). Плавное
гласного.
слоговое чтение и чтение целыми словами со
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в
скоростью, соответствующей
названии которой есть этот слог.
индивидуальному темпу. Чтение с
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на
интонациями и паузами в соответствии со
которых изображены соответствующие предметы.
знаками препинания. Осознанное чтение слов, Работа в парах: соединение начала и конца предложения из
словосочетаний, предложений. Выразительное нескольких предложенных вариантов.
чтение на материале небольших прозаических Упражнение: отработка умения завершать прочитанные
текстов и стихотворений.
незаконченные предложения с опорой на общий смысл
Орфоэпическое чтение (при переходе к
предложения.
чтению целыми словами). Орфографическое
Подбор пропущенных в предложении слов, ориентируясь на смысл
чтение (проговаривание) как средство
предложения.
самоконтроля при письме под диктовку и при
Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с
списывании.
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания
Повторение пройденного материала
после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить
внимание при чтении.
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту,
отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию.
Практическая работа: овладение орфоэпическим и
орфографическим чтением.
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении
Систематический курс (17 ч.)
Произведения о школьной жизни, уроках,
Беседа: знакомство с учебником, с условными
одноклассниках, праздниках в школе.
обозначениями.Чтение с установкой на смысловое восприятие
Дж. Дарзаман. «Тискәре хәрефләр»
текста.
(«Непослушные буквы»).
Понимание общего содержания произведения.
М. Магдеев. «Мәктәптә беренче көн»
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
(«Первый день в школе»).
текста.
22

М. Джалиль. «Беренче дәрес» («Первый
урок»).
Ш. Маннур. «Яхшы бел» («Знай хорошо»).
Б. Рахмет. «Рәсем ясыйбыз» («Мы рисуем»).
К. Булатова.«Унга кадәр» («До десяти»).
Детский журнал «Сабантуй» о школе.
Повторение пройденной темы
Минем гаилә
(Моя семья)
(5 ч.)

Произведения о семье, о ее роли в жизни
человека, членах семьи, семейных традициях,
о ситуациях общения в семье.
Г. Тукай. «Безнең гаилә» («Наша семья»).
Ш. Галиев. «Дәү әнигә күчтәнәч» («Гостинцы
для бабушки»).
Р. Валиев. «Барысын да яратам» («Всех
люблю»).
Внеклассное чтение3:А. Ахметгалиева.
«Безнең өйдә» («В нашем доме»).
Повторение пройденной темы

Татар халык иҗаты. Малые жанры татарского устного народного
Санамышлар,
творчества. Их место в нашей жизни.
эндәшләр (Татарское Ситуации использования.Считалки, заклички
устное народное
творчество.Считалки

Наблюдение: рассматривание иллюстраций.
Характеристика героя произведения: оценка его поступков.
Пересказ текста по опорным словам.
Работа в паре: составление диалога по образцу.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей
тетради.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
стихотворения.
Характеристика текста художественного произведения:
определение темы и главной мысли прочитанного текста,
определение последовательности событий.
Характеристика героя произведения.
Работа в паре: составление диалога по образцу.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей
тетради.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре
Слушание: восприятие на слух звучащей речи, понимание звуковой
и смысловой стороны слова.
Учебный диалог: ответы на вопросы в устной форме.
Словарная работа: объяснение значений слов, обращение к
толковому словарю.

Для внеклассного чтения учителем могут быть отобраны литературные произведения с учетом этнокультурных особенностей региона.

3

23

, заклички)
(2 ч.)
Ямьле табигать
(Красивая природа)
(5 ч.)

Различение малых жанров фольклора.
Творческая работа: сочинение считалок, закличек по образцу
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
произведения.
Рассказывание: составление устного высказывания на заданную
тему по образцу.
Работа с текстом: определение средств изображения и выражения
чувств героя.
Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей
тетради.
Создание проекта: создание книги-малышки о буквах.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре

Произведения о природе, о ее красоте, о
важности ее сохранения.
И. Туктар. «Җем-җем!.. Чвик!»
Ф. Садриев.«Яңгыр, яу, яу, яу!» («Дождик,
лей, лей, лей!»).
Ш. Галиев. «Тәмле җәй» («Вкусное лето»).
Внеклассное чтение:
Р. Валиева.«Кыңгырау чәчәк»
(«Колокольчик»).
Повторение пройденного материала

2 класс –34 ч.
Тема,разделкурса
Алтын көз җитте
(Наступила золотая
осень)
(5 ч.)

Программное содержание
Произведения о красоте осенней природы,
осеннего леса, о празднике 1 сентября.
Б. Рахмет. «Сара мәктәпкә бара» («Сара идет в
школу»).
Р. Валиева. «Көз» («Осень»).
Г. Хасанов. «Көзге бакча» («Осенний сад»).
Ф. Яруллин. «Көзге табын» («Осенние яства»).
И. Туктар. «Урман букеты» («Лесной букет»).
Внеклассное чтение:
М. Хасанов. «Сара мәктәпкә бара» («Сара идет
в школу»).
24

Основные виды деятельности обучающихся
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Работа с текстом художественного произведения.
Беседа по прочитанному тексту: ответы на вопросы, понимание
смысла прочитанного произведения.
Составление вопросов по тексту.
Пересказ текста по опорным словам.
Построение короткого монологического высказывания.
Работа с текстом художественного произведения: поиск в тексте
средств художественной выразительности.
Творческая работа: иллюстрирование по прочитанному тексту.

Повторение пройденной темы

Татар халык авыз
иҗаты. Мәкальәйтемнәр.
Табышмаклар
(Татарское устное
народноетворчество.
Пословицы и
поговорки. Загадки)
(2 ч.)
И ямьле дә соң бу
дөнья!
(Какпрекрасен этот
мир!)
(4 ч.)

Малые жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Тематика и проблематика. Значение пословиц.
Ситуации использования в речи пословиц и
поговорок. Смекалка и находчивость в
решении загадок
Произведения, отражающие красоту внешнего
и внутреннего мира, красоту природы, труда,
дружеских отношений.
Л. Лерон. «И ямьле дә соң бу дөнья!» («Как
прекрасен этот мир!»).
Р. Гаташ. «Зәңгәр ил – балачак иле» («Голубая
страна – страна детства»).
Г. Тукай. «Эш беткәч уйнарга ярый»
(«Закончил дело – гуляй смело»).
Внеклассное чтение: Э. Шарифуллина «Алтын
балык» («Золотая рыбка»).
Повторение пройденной темы

25

Рассказывание: рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Слушание: восприятие на слух звучащей речи, понимание звуковой
и смысловой стороны слова.
Словарная работа: объяснение значений слов с помощью толкового
словаря.
Работа с текстом художественного произведения: нахождение в
тексте средств художественной выразительности, определение
образной системы текста.
Различение малых жанров фольклора.
Творческая работа: создание по образцу загадки
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
восприятие текста, переход от чтения вслух к чтению про себя.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
произведения.
Работа с текстом художественного произведения: определение
главной мысли произведения, соотнесение пословицы с главной
мыслью произведения, сравнение произведений разных поэтов на
одну тему.
Понимание смысла прочитанных произведений.
Составление вопросов по тексту.
Творческая работа: иллюстрирование прочитанного текста.
Создание проектной работы.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре

Ап-ак кыш килде
(Зимушка-зима)
(4 ч.)

Туган илем, туган
телем... (Родина моя,
мой родной язык...)
(6 ч.)

Яз керде өебезгә
(Весна к нам

Произведения, раскрывающие образы зимней
природы, красоту зимнего леса, тему природы
и человека. Праздник Новый год.
А. Алиш. «Январь».
Б. Рахмет. «Кыш һәм кеше» («Зима и
человек»).
С. Урайский. «Чыршы янында» («Вокруг
елки»).
А. Еники. «Кышкы урман» («Зимний лес»).
Внеклассное чтение:
Н. Каримова. «Кое чыпчыгы»(«Воробей из
колодца»).
Повторение пройденной темы
Произведения, раскрывающие образ Родины,
ее значение в жизни человека,
рассказывающие о важности сохранения
родного языка.
Г. Тукай. «Туган тел» («Родной язык»).
Г. Баширов. «Безнең Татарстан» («Наш
Татарстан»).
Э. Мукминова. «Туган телем»(«Мой родной
язык»).
Р. Файзуллин. «Синеке – илнеке» («Твое –
родное»).
Внеклассное чтение:
Г. Мурат. «Татар космонавты» («Татарский
космонавт»).
А. Синагул. «Татарстан җирләре»
(«Татарстанские земли»).
Повторение пройденной темы
Произведения, раскрывающие образ весны в
литературе.Описание весенних месяцев,
26

Чтение: чтение вслух с установкой на смысловое восприятие
произведения, переход от чтения вслух к чтению про себя.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста.
Работа с текстом художественного произведения: определение
темы прочитанного произведения, нахождение в тексте
средствхудожественной выразительности.
Творческая работа: иллюстрирование по тексту.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
восприятие текста, выразительное чтение текста.
Работа с текстом художественного произведения: определение
темы и главной мысли прочитанного произведения, определение
средств выражения чувств героя, соотнесение пословицы с главной
мыслью произведения.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Словесное иллюстрирование с опорой на текст произведения.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий

Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста, выразительное чтение текста.

пришла)
(4 ч.)

оживание природы, жизнь птиц и зверей.
А. Бикчантаева. «Март аенда» («В марте
месяце»).
Н. Мадьяров. «Кар астыннан чыкты яз»
(«Весна выглянула из-под снега»).
Ф. Яруллин. «Композитор чыпчыклар»
(«Воробьи композиторы»).
Р. Миннуллин. «Яз керде өебезгә» («Весна
пришла к нам в дом»).
Повторение пройденной темы

Көлке көлә килә
(Посмеемся вместе)
(5 ч.)

Произведения о веселых и смешных ситуациях
в жизни школы, одноклассников и друзей.
Р. Миннуллин. «Малайлар сөйләшә»
(«Мальчишки разговаривают»).
Ш. Галиев. «Онытылган...» («Забыл...»).
З. Гумерова. «Кайда булсын – кесәмдә» («Как
где? В кармане»).
Р. Валиев. «Бу класска ни булган?» («Что
случилось с этим классом?»).
Внеклассное чтение: М. Магдеев. «Чисталык
өчен көрәш» («Борьба за чистоту»).
А. Ахметгалиева. «Әби, Илнур һәм шигырь...»
(«Бабушка, Илнур и стихотворение...»).
Повторение пройденной темы
Произведения, отражающие красоту летней
природы. Стихотворения о веселом и
интересном проведении времени в летние
каникулы.
Р. Валиева. «Исәнме, җәй!» («Здравствуй,
лето!»).
Ш. Камал. «Җәйге иртә» («Летнее утро»).

Исәнме, җәй!
(Здравствуй, лето!)
(4 ч.)

27

Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
произведения.
Работа с текстом художественного произведения: определение
темы прочитанного произведения, сравнение произведений разных
поэтов на одну тему, нахождение в тексте и понимание значения и
роли средств художественной выразительности.
Построение короткого монологического высказывания.
Рассказывание: составление рассказа на основе собственных
наблюдений.
Создание проектной работы.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Учебный диалог: прогнозирование содержания произведения по
заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста.
Работа с текстом художественного произведения: соотнесение
заглавия с содержанием, определение отношения (позиции) автора,
характеристика героя произведения, оценка его поступков.
Пересказ текста: пересказ с изменением лица рассказчика,
подробный пересказ текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Работа с текстом художественногопроизведения: характеристика
лирического героя произведения, нахождение в тексте средств
художественной выразительности.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям.

Л. Лерон. «Безне җәй көтә» («Ждет нас лето»).
Внеклассное чтение:
В. Нуриев. «Җәйге кар» («Летний снег»).
Повторение пройденного материала

Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Творческая работа: краткое сочинение по личным наблюдениям и
впечатлениям.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения, участие в дидактической игре.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий

3 класс –34 ч.
Тема,разделкурса
Китап – белем
чишмәсе (Книга –
кладезь знаний)
(5 ч.)

Программное содержание
Произведения, отражающие ценность книги,
роль чтения в жизни человека и значимость
книги в становлении личности.
Дж. Тарджеманов. «Якын дус» («Близкий
друг»).
М. Гафури. «Китап һәм балалар» («Книга и
дети»).
В. Нуриев. «Китап» («Книга»).
З. Туфайлова. «Безнең китапханәдә» («В
нашей библиотеке»).
Х. Халиков. «Китап докторы» («Книжный
доктор»).
Внеклассное чтение:
Х. Шабанов. «Кадерлә син китапны» («Береги
книгу»).
Повторение пройденной темы

Халык авыз иҗаты.
Әкиятләр (Устное

Произведения народного творчества: сказки.
Виды сказок, сказочные персонажи. Победа
28

Основные виды деятельности обучающихся
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
восприятие текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
произведения.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение темы и главной мысли прочитанного произведения,
составление вопросов к прочитанному произведению, в том числе
проблемного характера, характеристика героя произведения,
определение средств изображения и выражения чувств героя,
нахождение в тексте и понимание значения и роли средств
художественной выразительности.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Слушание: понимание звуковой и смысловой стороны слова.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию произведения,

народное
творчество. Сказки)
(5 ч.)

добра над злом.
Татарские народные сказки.
«Гөлчәчәк» («Гульчачак»).
«Шүрәле» («Шурале»).
Внеклассное чтение:
Татарская народная сказка «Бүре, кәҗә һәм
кәбестә» («Волк, коза и капуста»).
Повторение пройденной темы

Әкиятләр илендә
(В стране сказок)
(5 ч.)

Авторские сказки, их отличие от народных
сказок.
Г. Тукай. «Су анасы» («Водяная»).
А. Алиш. «Сертотмас үрдәк» («Болтливая
утка»).
Внеклассное чтение:
И. Давлетшин. «Алпамыш шәһәргә килде»
(«Алпамыш приехал в город»).
Повторение пройденной темы

Безнең нәни
дусларыбыз (Наши
маленькие друзья)
(8 ч.)

Произведения, раскрывающие отношения
человека и природы.Образы зверей и птиц в
произведениях.
Сказка «Кем нәрсә ярата» («Кому что
нравится»).
Л. Лерон. «Хыялый Акбай» («Акбай29

подтверждение своего ответа примерами из текста.
Работа с текстом фольклорного произведения: выделение главного
в содержании текста, определение образной системы текста,
нахождение в тексте портретных характеристик персонажей,
установка взаимосвязи между характером героя и его поступками.
Подробный пересказ текста.
Творческая работа: чтение по ролям, инсценирование.
Выполнение проектной работы.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
восприятие текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, подтверждение своего ответа примерами из текста,
составление вопросов по тексту.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение темы и главной мысли произведения, определение
последовательности событий, составление плана текста, сравнение
героев сказок.
Выборочный пересказ текста.
Творческая работа: придумывание возможного варианта развития
сюжета сказки, создание по аналогии сказки.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Учебный диалог: прогнозирование текста по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы в устной и
письменной форме, подтверждение своего ответа примерами из
текста.

Изге сүз
(Волшебное слово)
(5 ч.)

мечтатель»).
Й. Миннуллина. «Этем югалды бүген»
(«Потерялся сегодня мой щенок»).
Р. Миннуллин. «Акбайга» («Акбаю»).
Н. Каштанов. «Йөнтәс песи» («Пушистый
котенок»)
Г. Баширов. «Песинең ял көне» («Выходной
для кошки»).
М. Джалиль. «Карак песи» («Вороватый
котенок»).
Л. Амирханова. «Минем нәни дусларым»
(«Мои маленькие друзья»).
Внеклассное чтение:
Н. Гиматдинова. «Сертотмас кәҗә»
(«Болтливая коза»).
Повторение пройденной темы
Произведения, раскрывающие смысл
нравственных понятий.
М. Галлямова. «Дуслар» («Друзья»).
Д. Гайнетдинова. «Изге сүз» («Святое слово»).
И. Туктар. «Рәхмәт һәркемгә рәхәт» («Доброе
слово каждому приятно»).
Р. Файзуллин. «Ничек яхшы булырга?» («Как
стать хорошим?»).
Внеклассное чтение:
А. Алиш. «Утлы йомырка» («Огненное
яичко»).
Повторение пройденной темы

30

Работа с текстом художественного произведения: определение
основной мысли произведения, характеристика героя
произведения.
Построение устного диалогического и монологического
высказывания.
Рассказывание: составление рассказа повествовательного характера
с элементами рассуждения.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения

Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
восприятие текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
стихотворения, составление вопросов по тексту, в том числе и
проблемного характера.
Работа с текстом художественного произведения: определение
главной мысли произведения, характеристика героя произведения,
оценивание его поступков, определение позиции автора.
Пересказ текста по плану.
Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанного
текста.
Творческая работа: инсценирование.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью

обобщения
Сәламәт яшибез,
спорт белән
шөгыльләнәбез
(Спортом
занимаемся –
здорово живем)
(6 ч.)

Произведения о здоровом образе жизни,
физкультуре и спорте.
Х. Халиков. «Хәрәкәттә – бәрәкәт» («В
движении – сила»).
Дж. Дарзаман. «Бар да җитез» («Все мы
ловкие»).
Г. Мурат.«Физкультура».
Ш. Галиев. «Витаминлы хәрефләр»
(«Витаминные буквы»).
С. Ахметзянова. «Үрнәк алыйк» («Берем
пример»).
Й. Шарапова. «Татарстан – спорт иле»
(«Татарстан – страна спорта»).
Внеклассное чтение:
Ф. Яруллин. «Озын куллы кыз» («Девочка с
длинными руками»).
Повторение пройденного материала

Чтение вслух: выразительное чтение.
Работа с текстом художественного произведения: характеристика
героя произведения, определение средств изображения и
выражения чувств героя.
Построение устного диалогического и монологического
высказывания с соблюдением норм литературного языка.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка, самостоятельное нахождение произведения по теме и
сопоставление их с произведениями, прочитанными в классе,
рассказ о книге.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий

4 класс –34 ч.
Тема,разделкурса
Матурлык минем
белән (Красота
рядом)
(7 ч.)

Программное содержание
Произведения, раскрывающие красоту
внешнего и внутреннего мира человека.
Р. Валиев. «Яшә, көмеш кыңгырау» («Звени,
серебряный колокольчик»).
М. Аглямов. «Матурлык минем белән»
(«Красота всегда со мной»).
В. Хайруллина. «Хозурлык һәм горурлык»
(«Красота и гордость»).
Ф. Зиятдинова. «Бик ярата мине эш» («Очень
любит меня работа»).
31

Основные виды деятельности обучающихся
Чтение про себя.
Работас текстом художественного произведения: самостоятельное
определение темы и главной мысли произведения, понимание
вопросов, поставленных в произведении, обоснование своего
мнения о литературном герое, подтверждение его фрагментами или
отдельными строчками из произведения, деление текста на
смысловые части, составление плана текста и использование его
для пересказа.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного

Татар халык авыз
иҗаты. Мәзәкләр
(Татарское устное
народное
творчество. Мэзэки)
(2 ч.)

Дуслык (Дружба)
(6 ч.)

Р. Миннуллин. «Атказанган сандугач»
(«Заслуженный соловей»).
Н. Исанбет. «Иң матур сүз» («Самое красивое
слово»).
Ш. Галиев. «Җирдә миңа ни кирәк?» («Что мне
нужно на Земле?»).
Г. Мухамметшин. «Хыял» («Мечта»).
Внеклассное чтение:
Ф. Садриев. «Алдау» («Обман»).
Повторение пройденной темы
Татарское устное народное творчество. Мэзэки
как жанр устного народного творчества.
Народная психология, идеалы и представления
в фольклорных произведениях

Произведения о дружбе, о взаимовыручке, о
согласии и единстве.
Б. Рахмет. «Минем дусларым» («Мои друзья»).
Д. Аппакова. «Шыгырдавыклы башмаклар»
(«Скрипучие башмаки»).
Р. Мингалим. «Дусларың гына булсын»
(«Пусть будут друзья»).
М. Галлямова. «Чын дус» («Настоящий друг»).
Х. Халиков. «Яңа дус таптым» («Я нашел
нового друга»).
Внеклассное чтение:
Д. Аппакова. «Йолдызкай» («Звездочка»).
Повторение пройденной темы
32

списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы,
выполнение тестовых заданий

Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию фольклорного
текста, различение жанров фольклора.
Работа с текстом фольклорного произведения: определение
основной мысли произведений, высказывание оценочных суждений
о героях.
Самостоятельная работа с разными источниками информации.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям,
Творческая работа: создание по образцу мэзэков.
Выполнение проектных заданий по заданной теме
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, составление вопросов по тексту, в том числе и проблемного
характера.
Работас текстом художественного произведения, определение
главной мысли произведения, характеристика героя произведения,
оценивание его поступков, определение последовательности
событий.
Пересказ: пересказ текста по плану, выборочный пересказ текста.
Самостоятельное составление плана собственного высказывания.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения

Табигать китабы
(Книга природы)
(9 ч.)

Күңелле бәйрәмнәр
(Веселые праздники)
(6 ч.)

Произведения о красоте природы родного
края, об ответственности за мир природы.
З. Туфайлова. «Без утырткан урман» («Лес,
посаженный нами»).
Дж. Тарджеманов.«Тукран малае Шуктуган»
(«Шуктуган»).
З. Ахмеров. «Агачлар да авырый» («Деревья
тоже болеют»).
А. Баян. «Яхшылык кире кайта» («Добро
возвращается обратно»).
Ш. Галиев. «Курыкма, тимим» («Не бойся, не
трону»).
Р. Курбан. «Календарь».
Внеклассное чтение:
А. Алиш. «Нечкәбил» («Нечкэбил»).
Р. Миннуллин. «Җәяү йөрүче машина турында
кечкенәкият» («Маленькая сказка о машине и
маленьком цветочке»).
Повторение пройденной темы
Произведения о календарных, народных
праздниках. Народные обычаи и традиции.
Р. Курбан. «Бәйрәм бүген» («Сегодня
праздник»).
С. Сулейманова. «Әниләр бәйрәме»
(«Праздник мам»).
Р. Хафизова. «Нәүрүз килә» («Навруз идет»).
Р. Зайдулла. «Сабантуй аланында» («На поляне
Сабантуя»).
Р. Миннуллин. «Әйлән-бәйлән» («Хоровод»).
Внеклассное чтение:
Р. Мухаммадиев. «Яңа елга күчтәнәч»
(«Подарок на Новый год»).
33

Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Учебный диалог: прогнозирование текста по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам.
Работа с текстом художественного произведения: характеристика
героя произведения, оценивание его поступков, определение
средств изображения и выражения чувств героя.
Пересказ текста по плану.
Творческая работа: включение в рассказ повествовательного
характера элементов описания или рассуждения, придумывание
возможного варианта развития сюжета рассказа.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка, рассказ о книге.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий

Чтение вслух: выразительное чтение.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение главной мысли в произведении, характеристика героя
произведения, определение средств изображения и выражения
чувств героя, нахождение в тексте средств художественной
выразительности.
Пересказ текста по плану.
Построение устного диалогического и монологического
высказывания.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Создание проектной работы.

Повторение пройденной темы

Җиңү бәйрәме (День
Победы)
(4 ч.)

Изображение в произведениях праздника Дня
Победы. Дань погибшим, уважение к
ветеранам, рассказы фронтовиков.
Р. Миннуллин. «Май килә» («Приближается
май»).
Р. Курбан. «Җиңү бәйрәме» («Праздник
Победы»).
М. Маликова. «Һәйкәл янында» («У
обелиска»).
В. Хайруллина. «Билгесез солдат»
(«Неизвестный солдат»).
Внеклассное чтение:
Ф. Хусни. «Малай һәм солдат» («Солдат и
мальчик»).
Повторение пройденного материала

34

Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре
Чтение вслух: выразительное чтение.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
стихотворения.
Работас текстом художественного произведения: самостоятельное
определение главной мысли произведения, определение средств
изображения и выражения чувств героя, нахождение в тексте и
понимание значения и роли средств художественной
выразительности.
Работа с периодической печатью: перечисление названий одногодвух детских журналов, пересказ их содержания на основе рубрик.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1.

Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений

высш. проф. образования. Под ред. М. П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский
центр «Академия», 2013.– 288 с.
2.

Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум / Г. В. Пранцова,

Е. С. Романичева. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 272 с.
3.

Заһидуллина Д.Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе

издание, переработанное и дополненное. – Казань: Магариф, 2004. – 367 с.
Словари
4.

Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казань: Магариф, 2007. –

5.

Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1977. – Т. 1.

231 с.
– 476 б.
6.

Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1979.

– 726 б.
7.

Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1981.

– 832 б.
8.

Ханбикова Ш. С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш. С. Ханбикова, Ф. С.

Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 263 б.
Справочная литература
9.

Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз. Р. Н. Даутов, Р. Ф.

Рахмани. – Казань: Татар. кн.изд-во, 2009. – 750 с.
10.

Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 2 том / төз. Р. Н. Даутов,

Р. Ф. Рахмани. – Казань: Татар. кн.изд-во, 2009. – 734 с.
11.

Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү мәктәбе

укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары
өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И. Ибраһимов, В. Р. Әминева. – Казань: Магариф,
2005. – 111 с.
12.

Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәр: өйрәнәбез һәм анализ ясыйбыз: Урта гомуми

белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку
35

йортлары студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И. Ибраһимов, В. Р.
Әминева. – Казань: Магариф, 2007. – 112 б.
13.

Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казань: Татар.кн.изд-

во, 2010. – 623 с.
14.

Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казань: Татар.кн.изд-

во, 2010. – 749 с.
15.

Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казань: Татар.кн.изд-

во, 2010. – 799 с.
16.

Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. Заһидуллина, Ә. М. Закирҗанов, Т. Ш.

Гыйләҗев, Н. М. Йосыпова. – Тулыл. 2 нче басма. – Казань: Магариф, 2006. – 319 с.
17.

Татар әдәбияты тарихы: сигез томда / сост. Р. Ф. Рәхмани. – Казань:

Татар.кн.изд-во, 2014.– Т. 1. – 2014; Т.2. – 2014; Т.3. – 2014; Т. 4. – 2016; Т. 5. – 2017; Т. 6. –
2018.
Периодические издания
18.

Детский журнал «Сабантуй» («Сабантуй») на татарском языке.

19.

Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).

20.

Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).
Информационные ресурсы

21.

Библиотека

художественных

произведений

на

татарском

языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 13.05.2022).
22.

Видеоуроки

на

родном

(татарском)

языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/(дата обращения: 13.05.2022).
23.

Интерактивная

мультимедийная

энциклопедия // URL: www.balarf.ru(дата

обращения: 13.05.2022).
24.

Институт развития образования РТ // URL:http://www.irort.ru(дата обращения:

13.05.2022).
25.

Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата

обращения: 13.05.2022).
26.

Озвученный русско-татарский онлайн-словарь // URL: www.ganiev.org(дата

обращения: 13.05.2022).
27.

Образовательный

портал

Министерства

образования

и

науки

РТ // URL:http://www.edu.kzn.ru(дата обращения: 13.05.2022).
28.

Портал

татарского

образования // URL: http://belem.ru(дата

13.05.2022).
36

обращения:

29.

Сайт

издания

«100

лет

нашему

дому» // URL: www.100летнашемудому.рф(дата обращения: 13.05.2022).
30.

Сборник

анимационных

фильмов,

созданных

объединением

«Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru(дата обращения: 13.05.2022).
31.

Татарский

язык:

большой

электронный

свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet(дата обращения: 13.05.2022).
32.

Тексты на татарском языке // URL: http://Tatarca.boom.ru(дата обращения:

13.05.2022).
33.

УМК «Сәлам!» // URL: http://selam.tatar(дата обращения: 13.05.2022).

34.

Школьная

электронная

энциклопедия

«Татар

иле» // URL: www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru/(дата обращения: 13.05.2022).
35.

Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru(дата

обращения: 13.05.2022).
36.

Электронные

формы

учебников // URL:www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book(дата обращения: 13.05.2022).
37.

Электронный атлас по истории Татарстана // URL:www.tatarhistory.ru(дата

обращения: 13.05.2022).

37

Приложение 2
Список произведений, рекомендованных для заучивания наизусть
1 класс
Маннур Ш. «Яхшы бел» («Хорошо знай»). Тукай Г. «Безнең гаилә» («Наша семья»).
2 класс
Тукай Г. «Туган тел» («Родной язык»). Урайский С. «Чыршы янында» («Вокруг
елки»). Валиева Р. «Исәнме, җәй» («Здравствуй, лето»).
3 класс
Тарджеманов Дж. «Якын дус» («Близкий друг»). Джалиль М. «Карак песи»
(«Вороватый котенок»). Файзуллин Р. «Ничек яхшы булырга?» («Как стать хорошим?»).
Ахметзянова С. «Үрнәк алабыз» («Берем пример»).
4 класс
Галиев Ш. «Җирдә миңа ни кирәк?» («Что мне нужно на Земле?»). Мингалим Р.
«Дусларың гына булсын» («Пусть будут друзья»). «Курыкма, тимим» («Не бойся, не
трону»). Сулейманова С. «Әниләр бәйрәме» («Праздник мам»). Курбан Р. «Җиңү бәйрәме»
(«Праздник Победы»).

38



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.