РП по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар,
нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками,
умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике,
русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема

1

Старинная женская
одежда

2

Старинные женские
головные уборы

3

Старинная мужская
одежда и головные
уборы

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
– Определять лексическое значение слова;
Содержание научно– озаглавливать текст;
познавательного текста.
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
– Определять лексическое значение слова;
Содержание научно– составлять план, используя слова из текста;
познавательного текста.
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
Содержание научно– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
познавательного текста.
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;

4

Жилище крестьянской
семьи на Руси

Содержание научнопознавательного текста.

56

Внутреннее убранство
и предметы обихода
русской избы

Содержание научнопознавательного текста.

7

История посуды на
Руси

Содержание научнопознавательного текста.

8

Какие деньги были

Содержание научно-

– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии
между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
– Определять лексическое значение слова с помощью

раньше в России

9

Томат

10 Болгарский перец

11 Картофель

познавательного текста.

Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых
можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их
возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский перец.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
Картофель.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на

12 Баклажан. Семейство
Паслёновые

Баклажан.

13 Лук

Лук.

14 Капуста

Капуста.

разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.

15 Горох

16 Грибы

17 Творческая работа

18 Потребительская
корзина
19

20 Прожиточный
минимум

Горох.

– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха,
сравнивать результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав потребительской
– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
корзины.
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Назначение прожиточного
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «минимальный
минимума.

21 Инфляция

Инфляция.

22 Распродажи, скидки,
бонусы
23

Акции, распродажа, скидки,
бонусы, кешбэк.

24 Благотворительность

Благотворительность.

размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «благотворительность», «благотворительный
фонд»;
– называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи;

25 Страхование

26 В бассейне

27 Делаем ремонт
28

29 Праздничный торт

– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, выгодная
– Анализировать расписание занятий с целью
покупка.
определения свой занятости;
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
Смета ремонта, расчёт
– решать задачи на расчёт количества необходимого
стоимости строительных
материала для ремонта кухни;
материалов.
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них
известные размеры.
– Работать с таблицами;
Рецепт торта, задачи на тройку
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
величин «цена, количество,
– определять, какие продукты выгоднее купить для
стоимость».
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;

30 Обустраиваем участок

31 Поход в кино
32

33 Отправляемся в
путешествие

34 Составляем словарик

– сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
Расходы на обустройство
– находить площадь и периметр участка и построек на
участка, площадь и периметр
нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на поход в кино.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на путешествие.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
Понятия по финансовой
– Понимать значение и правильно использовать

по финансовой
грамотности

грамотности, изученные в 1-4
классах.

финансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
– составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.