РП по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии c:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом МОиН России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом МОиН России от 30.08.2013 №
1015;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, направленными МОиН РФ №08 –
1228 от 7 августа 2015 года (п.11, 12);
- Письмом Комитета по образованию от 23.03.2020 №03-12-259/20-0-1 «О направлении
методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования,
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации от
21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации от
21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
- Уставом ГБОУ школы №328 с углубленным изучением английского языка Невского района
Санкт – Петербурга;
- основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы
№328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт – Петербурга;

- учебным планом ГБОУ школы №328 с углубленным изучением английского языка Невского
района Санкт – Петербург
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся,
коммуникативных качеств личности.
Целями реализации рабочей программы являются:
- систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к
государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования.
Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы предусматривает
решение следующих задач:
● выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
● сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету;
● сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
● развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Рабочая программа предназначена для углублённого изучения Информатики и ИКТ в 9
классах по учебникам Информатика и ИКТ 9 класс Часть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг. Учебники
входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и
науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 №345. Учебник
имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Общая характеристика учебного предмета
Продолжительность курса – 1 год. (34 часа). Курс предназначен для учеников 9го
класса. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно
варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащихся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно

Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной
теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание,
предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания
учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы 328 Невского района Санкт – Петербурга,
составленном на основе соответствующих нормативных документов, рабочая программа
рассчитана на преподавание в 9 классах в объеме 34 часов.
Количество часов в год – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество практических работ 19.

Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения
учебного предмета
Изучение Информатики и ИКТ в 7 классах направлено на достижение следующих
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и классе в целом.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
1. Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности:
● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
● ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
● формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
● сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:

● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
● принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
● самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
● ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
1. Определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их
сходство;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
● выделять явление из общего ряда других явлений;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее

алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию;
● ориентироваться в содержании текста,
структурировать текст;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст;
● критически оценивать содержание текста.

понимать

целостный

смысл

текста,

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
1.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
● критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
● организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
2.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
● представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение);
● принимать решение в ходе диалога;
● делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:

● дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
● углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
● закрепление
развития
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
● развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
● углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.

Содержание учебного предмета, курса
● Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по
информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды
тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
● Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы
измерения количества информации. Кодирование и декодирование информации.
2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и
декодирование информации. Логические значения, операции, выражения
2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»
Элементы
содержания:
формализация
процессов, моделирование объектов и процессов.

описания

реальных

объектов

и

2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»
Элементы
содержания:
создание,
именование,
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.

сохранение,

удаление

2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»
Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.
2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором

команд»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Алгоритмические конструкции.
2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»
Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации.
Кодирование и декодирование информации.
2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.9. Тематический
алгоритмическом языке»

блок

«Простейший

циклический

алгоритм,

записанный

на

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на
алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты:
цепочки символов, числа, списки, деревья
2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов,
моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты
2.12. Тематический блок
сформулированному условию»

«Осуществление

поиска

в готовой

базе

данных

по

Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе
данных
2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой,
графической и звуковой информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы
измерения количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных
устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств
2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании
2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы
измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник
информации, сигнал, скорость передачи информации

2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий
цепочки символов или списки»
Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки,
деревья
2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»
Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки,
приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов
из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из
Интернета)
2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»
Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и
некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.
2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы или базы данных»
Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую
таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических
формул и вычисления по ним.
2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
● Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике.
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором
результатов.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.