РП по внеурочной деятельности "Математическая грамотность" 8 класс

Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Целью программы:
является развитие математической грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Основные задачи программы:

расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в
естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач
на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний;

сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости
для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения
математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды
деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой;

развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать
причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки
проектной и практической деятельности с реальными объектами;

умение выполнять основные арифметические действия;

находить и извлекать нужную информацию из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных,
так и электронных носителях;

анализировать и обобщать (интегрировать) информацию в разном контексте;

овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;

развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения практических задач.
Интернет-ресурсы

1.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по математике из
Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Планируемые результаты изучения предмета внеурочной деятельности
Изучение курса в 8 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В личностном направлении:
 объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
В метапредметном и предметные направлении:
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации.
обучающийся научится:
 использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных
предметов;
 оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
 выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
 составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
 понимать смысл записи числа в стандартном виде;
 оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа»;
 составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах;
 использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения,
промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
 использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов;
 оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
 иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
 сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального
явления;
 оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях;
 выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку);

использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания;
 использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;
 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших
ситуациях в повседневной жизни;
 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
 распознавать движение объектов в окружающем мире;
 распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
 использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.


обучающийся получит возможность:
 строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
 использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений;
 применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
 выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
 составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
 записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения;
 выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
 выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов;
 составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при
решении задач других учебных предметов;
 выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных
уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
 выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной
ситуации или прикладной задачи;
 уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной
ситуации или прикладной задачи;
 иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
 использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов;
 выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых
абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации,
учитывать плотность вещества;

решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный
результат;
 решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета;
 извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую
свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
 определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от
цели решения задачи;
 оценивать вероятность реальных событий и явлений;
 использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
 использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни;
 проводить вычисления на местности;
 применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности;
 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
 оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;
 применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений;
 использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.


Формы организации учебного процесса.
Основная форма обучения - классно-урочная.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ
могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения
задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Виды контроля знаний по математической грамотности
Устный контроль:
- опрос;
Письменный контроль:
- проведение контролирующих самостоятельных работ, тестов и т.д.
Практический контроль:
- позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умения пользоваться
программным обеспечением в ходе практических работ.

Содержание учебного предмета
Введение – 1 час
Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа
Понятия информации.
Формы представления информации: таблица, диаграмма, схема.
Подача информации в определенной в форме и работа с ней.
Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. – 5
часов
Вычисление расстояний.
Формулы для вычисления расстояний на местности.
Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения – 4 часа
Квадратные уравнения.
Методы решения квадратных уравнений.
Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника,
относительное расположение, равенство. – 4 часа
Теорема Пифагора.
Соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство.
Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. – 4 часа
Линейная зависимость между переменными.
Квадратичная зависимость между переменными.
Статистическая зависимость между переменными.
Тема 6. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. – 4 часа
Трехмерные изображения.
Построение трехмерных фигур.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. – 4 часа
Теория вероятности.
Способы определения ошибок измерений.

Тема 8. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. – 3 часа
Обобщающий урок по курсу – 1 час



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.