Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Целью программы:
является развитие математической грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Основные задачи программы:
расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в
естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач
на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний;
сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости
для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения
математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды
деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой;
развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать
причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки
проектной и практической деятельности с реальными объектами;
умение выполнять основные арифметические действия;
находить и извлекать нужную информацию из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных,
так и электронных носителях;
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию в разном контексте;
овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения практических задач.
Интернет-ресурсы
1.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по математике из
Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Планируемые результаты изучения предмета внеурочной деятельности
Изучение курса в 8 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В личностном направлении:
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
В метапредметном и предметные направлении:
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации.
обучающийся научится:
использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных
предметов;
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
понимать смысл записи числа в стандартном виде;
оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа»;
составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах;
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения,
промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов;
оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального
явления;
оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях;
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку);
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания;
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших
ситуациях в повседневной жизни;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
распознавать движение объектов в окружающем мире;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
обучающийся получит возможность:
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений;
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения;
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов;
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при
решении задач других учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных
уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной
ситуации или прикладной задачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной
ситуации или прикладной задачи;
иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов;
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых
абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации,
учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный
результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую
свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от
цели решения задачи;
оценивать вероятность реальных событий и явлений;
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни;
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;
применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений;
использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
Формы организации учебного процесса.
Основная форма обучения - классно-урочная.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ
могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения
задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Виды контроля знаний по математической грамотности
Устный контроль:
- опрос;
Письменный контроль:
- проведение контролирующих самостоятельных работ, тестов и т.д.
Практический контроль:
- позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умения пользоваться
программным обеспечением в ходе практических работ.
Содержание учебного предмета
Введение – 1 час
Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа
Понятия информации.
Формы представления информации: таблица, диаграмма, схема.
Подача информации в определенной в форме и работа с ней.
Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. – 5
часов
Вычисление расстояний.
Формулы для вычисления расстояний на местности.
Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения – 4 часа
Квадратные уравнения.
Методы решения квадратных уравнений.
Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника,
относительное расположение, равенство. – 4 часа
Теорема Пифагора.
Соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство.
Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. – 4 часа
Линейная зависимость между переменными.
Квадратичная зависимость между переменными.
Статистическая зависимость между переменными.
Тема 6. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. – 4 часа
Трехмерные изображения.
Построение трехмерных фигур.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. – 4 часа
Теория вероятности.
Способы определения ошибок измерений.
Тема 8. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. – 3 часа
Обобщающий урок по курсу – 1 час