Программа воспитания

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Янгискаин МР Гафурийский район РБ
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению ШМО
классных руководителей
Протокол № _ от ____________ .

«Утверждаю»
Директор школы________
Насыров Р. З.
Приказ № _____ от __________.

Программа воспитания
МОБУ СОШ с. Янгискаин
МР Гафурийский район Республики Башкортостан
на 2021-2026 учебный год

Программа воспитания МОБУ СОШ с. Янгискаин (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими
рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Янгискаин открыта в 1983г. и находится по адресу с. Янгискаин ул. Асфандиярова 2
На сегодняшний день в МОБУ СОШ с. Янгискаин-198 обучающихся из 123 семей. Из них малообеспеченных – 90, Из общего
количества семей неполных - 16, многодетных – 34. Детей с ОВЗ - 21человек, опекаемых - 4 человека. 2 филиала- ООШ с.
Утяково(численность детей 21), ООШ с. Буруновка(численность детей- 33).
Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования в 17 классах комплектах. Форма обучения - очная, бучение
проводится в одну смену. При школе работает музей Боевой и Трудовой славы. МОБУ СОШ с. Янгискаин - это сельская
школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Социокультурная среда села более
консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и
природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наши школьники воспринимает природу как
естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным,
но и культурным центром села. Большинство педагогов школы родились в с.Янгискаин или переехали сюда в школьные годы,
учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в
семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их
родителями.
Процесс воспитания в МОБУ СОШ с. Янгискаин основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о
ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МОБУ СОШ с. Янгискаин являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые
осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел






педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных
делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья,
труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МОБУ СОШ с.
Янгискаин– личностное развитие школьников, проявляющееся:
1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими
социально значимых знаний);
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых
отношений);
3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и
отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел)
Целевые приоритеты:
На уровне начального общего образования:
1. Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
 уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая

старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах,
доводить начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село, республику, свою страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних
питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими
людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь
ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
2. На уровне основного общего образования
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое
4. На уровне среднего общего образования:
1. Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
 опыт природоохранных дел;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений
культуры, опыт творческого самовыражения;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не
означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим
со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений,
эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из
трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и
окружающих его людей.


Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных
сообществ в жизни школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках
интерактивных форм занятий с учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных
сообществ;
6. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
7. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9.организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на
совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь
детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы
школы. Каждое из них представлено в соответствующем инвариативном и вариативном модуле.
1. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их
подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему
класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности, позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные
походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения
детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым
они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их
повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с
одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети
не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
 создание личного портфолио ученика;
 работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта «группе риска», детьми-инвалидами и ОВЗ;
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими
учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных
влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и
понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 работа ШМО классных руководителей, совещания при директоре, совета по правовому обучению и воспитанию по
плану;
 проведение конкурса «Самый классный классный»
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и
воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними,
администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и
воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и школы;
 индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и
школы.


2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными
педагогами МОБУ СОШ с. Янгискаин воспитательного потенциала урока
предполагает
следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации










их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание
на
занятиях школьных курсов
внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность
самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного

развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов
внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных
компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое
мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений
работать в команде.
4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Совет школы, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и

социализации их детей;
 классные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы
доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для
получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
 проведение семейных конкурсов «Папа, мама, я-спортивная семья» и «Семья года»;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и
воспитания школьников (4 раза в год);
 родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных
психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с
обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей – по плану
педагога или запросу родителей.
5. Модуль «Самоуправление»
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через деятельность Совета школы, объединяющего командиров классов для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно

значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе(старшеклассники входят в состав Школьной Службы Медиации и Наркопоста).
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, командиров,
лидеров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с
работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса
(например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на
экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных
дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и
чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных
проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение,
занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о









достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия в с. Янгискаин Гафурийского района, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков(World scills) ,
профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования: онлайн тестирование на платформе «За собой»;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: проект «Молодые
профессионалы», проект «Билет в будущее». Просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную
образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

Вариативные модули.
1.Модуль « Патриотическое воспитание»
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач
школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско –
патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной
готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.
Деятельность в рамках воспитательной работы данного модуля направлена на:
-воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
-усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство»,
«гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях
«честь»,«совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
-развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к

семье;
-развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном
согласии и межкультурном взаимодействии;
-формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения
к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской
деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые
периоды в развитии российского государства;
-повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических
процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу
страны;
-Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются:
мероприятия и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда,
взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций,
профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов: Например, акции «Бессмертный
полк», «Они прославили наше село», акция « Милосердие», встречи в ветеранами Великой Отечественной войны и
тружениками тыла, организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных
обязанностей );
-проекты и отдельные мероприятия, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного
наследия страны и отдельного региона: исследовательская работа на уроках истории и обществознания, экскурсии в музеи; туристические поездки; экскурсии по родному краю; изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора,
связанных с природой и использованием ее богатств;
-благоустройство территории школы;
- отдельные мероприятия и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей
страны (ключевые дела школы, посвященные Дню Победы и дню защитника Отечества, линейки, посвященные памятны
датам истории страны ).
2.Модуль « Профилактика и безопасность».
Целью профилактической работы школы является создание условий для совершенствования существующей системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний,
сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения.
Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

-проводить работу по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий,
совершенных несовершеннолетними;
-обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, социально - педагогическую реабилитацию
обучающихся, находящихся в социально- опасном положении;
-выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Одними из приоритетных направлений работы в целях профилактики являются:
-обеспечение выполнения закона 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» в образовательном учреждении;
-организация деятельности по своевременному выявлению несовершеннолетних, с которыми необходима индивидуальная
профилактическая работа в соответствии со ст. 5, 6 вышеуказанного закона;
-организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (с созданием программы лагеря дневного пребывания);
работа по обеспечению полной занятости обучающихся во внеурочное время.
В образовательной организации разработан план по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних.
В рамках диагностической работы осуществляется своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально - опасном положении, а также деятельность по их социально - педагогической реабилитации или предупреждению
совершения ими правонарушений и общественно- опасных деяний.
Деятельность, направленная на выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении
системна и последовательна. На начальном этапе классный руководитель осуществляет сбор информации об учащихся по
показателям, проводит наблюдения. Именно первичная диагностика является необходимым инструментом для дальнейшей
организации индивидуальной траектории школьника, где ведущая роль принадлежит классному руководителю.
В пределах своих компетенций с выявленными учащимися и их родителями (законными представителями) проводятся
индивидуальные беседы при администрации школы, оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь
несовершеннолетним и семьям, применяя определенные методы воспитательного воздействия. При этом, из категории
учащихся, которые систематически нарушают правопорядок как в школе, так и вне её, а также по информации, полученной из
отделов полиции, формируются списки для представления на Совет профилактики.
Таким образом, система работы классного руководителя с учащимися, находящимися на ИПР включает следующие этапы
работы:
первый этап – диагностика; второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы;
третий этап – проектирование работы с учетом личностных качеств школьника; четвертый этап – индивидуальная
профилактическая работа;

пятый этап – корректирование, оценка результатов.
Также классными руководителями используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с
учащимися:
-изучение особенностей личности подростков;
-посещения на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время (по запросу и
сложившейся ситуации);
-посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
-психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию
и обучению подростков;
-индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
-вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и
проектов;
-вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное
время.
Как указывалось выше, одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят
представители администрации образовательной организации, Совета родительской общественности, Совета
старшеклассников, классные руководители. Совет по профилактике осуществляет свою деятельность в соответствии с
Положением о Совете по профилактике. Целью работы данного профилактического органа является оказание своевременной
и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные ситуации.
Задачи работы:
-профилактика безнадзорности правонарушений среди учащихся в школе;
-обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами, представителями лечебнопрофилактических, образовательных учреждений по вопросам профилактики безнадзорности правонарушений, защиты прав
детей;
-оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей.
Межведомственное взаимодействие между школой и органами профилактики является одним из наиболее значимых
условий эффективности индивидуальной коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки,
т.к. осуществляется комплекс мероприятий, направленных на правовое просвещение учащихся, проведении программных
мероприятий по нравственному воспитанию, объединении усилий всех организаций, учреждений и служб, заинтересованных
в решении проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В образовательной организации организована работа школьная служба примирения, которая направлена на решение

конфликтных ситуаций и профилактическую работу среди несовершеннолетних.
Целью деятельности службы примирения в нашей школе является распространение среди участников образовательных
отношений цивилизованных форм разрешения споров конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие
способы) и соответственно оказание помощи участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций на
основе принципов и технологии восстановительной медиации.

3.Модуль « Спорт и здоровье».
На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья средствами образования. Для обеспечения системного
подхода к деятельности по здоровьесбережению должны быть вовлечены все участники образовательных
отношений. Систематичекая работа при этом будет направлена на:
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование

представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении;
- профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и профилактика злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной среде;
- формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о
физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение
здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания
влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются:
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности учащихся (например, в рамках

деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения, проведение тематических классных часов, учений и
игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи);
- мероприятия и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию
своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения,

оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение
профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных
органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов);
мероприятия и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и
спортом (например, работа школьных спортивных секций, работа ФОК, проведение разнообразных спортивных
мероприятий, состязаний, традиционных дней здоровья, конкурс « Мама, папа , я – спортивная семья!» и др.);
- мероприятия и проекты, направленные на формирование здорового образа жизни и культуры
здоровья (научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, Дни здоровья ,
викторины, конкурсы между классами по данной тематике, месячник «Здоровье», дни единых действий, ярмарки и
мероприятия на свежем воздухе, работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и др.);
-организация горячего питания;
- реализация системы двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы, в т. ч.
организация динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне, подвижные игры на перемене в начальной
школе, уроки физкультуры в количестве 3 часов в неделю в 1-11 классах;
4. Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и
которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы
дел ( экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего
школу социума.
 проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, ,
представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в

деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.)
дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы
школы.
 выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни
школьников и учителей.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести
школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
На уровне классов:
 выбор классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в
итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа
ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями
со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную
работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
5. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его
социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков

самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
-регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и
родителями гимназистов: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с
распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например, «фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);
-литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями обучающихся в другие сёла
или города для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь
исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей обучающихся, включающий в себя, например,
соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс туристской песни,
комбинированную эстафету;
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и
проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное
отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных
его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между школьниками и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на

понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников
каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является
педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного
развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийнонасыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом школьного
ученического самоуправления и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть
беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
 качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
 качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качеством реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
 качеством существующего в школе ученического самоуправления;
 качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
 качеством профориентационной работы школы;

 качеством работы по патриотическому воспитанию
 качеством организации работы по спортивно- оздоровительной работе
 качеством организуемой в школе экскурсий, походов
 качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика
воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности
учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального
построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностикоаналитический инструментарий. Он включает в себя представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической
деятельности:

Результаты
реализации
Программы
воспитания
учащихся

Критерии анализа и
оценки

Показатели анализа и
оценки

Методики изучения и анализа

1.Продуктивность
деятельности

1.Уровень развития
ребенка

1.1 Ценностные ориентации
ребенка

1.1.Проективный тест «Домики» (автор О.А. Орехова) 1 классы,
Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г.
Синицына) Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич)
(7 – 11 класс) Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой) (6-11
класс) Методика изучения нравственной воспитанности учащихся
«Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс)
Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших
школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову)

2.Уровень развития
коллектива

1.2. Методика изучения социальной направленности обучающегося
(по В.М. Миниярову) (6-11 класс) Методика изучения
социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс)
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по
Р.В. Овчаровой) (9- 11 класс) Методика определения общественной
активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8- 11 класс)

1.2.Степень
социализированности
личности

1.3. Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И.
Монахов) (1 – 11 класс) Профессиональная ориентированность
Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии
(по В.Б. Успенскому) (9- 11 класс) Методика «Карта
профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс)
Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову)
2.1. Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В.
Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс) Методика изучения
сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А.
Пушкина, И.А. Каплунович) Методика «Какой у нас коллектив»
(разработана А.Н. Лутошкиным)

1.3.Степень развития
социальных качеств

2.1. Отношения между
обучающимися

2.2. Методика выявления уровня развития самоуправления в
ученическом коллективе (Л.И. Гриценко) Методика Определения
уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожкова

2.2. Уровень развития
самоуправления
1. Удовлетворенность
2.Чувство
Удовлетворенност ь
учащихся школьной жизнью
удовлетворения
детей и взрослых
детей и взрослых
процессом и
процессом и
результатами
результатами
воспитания и
воспитания и
жизнедеятельност ью
жизнедеятельно
в образовательном
2. Удовлетворенность
стью в
учреждении
родителей работой
образовательно м
образовательного учреждения
учреждении

1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной
жизнью (разработана А.А. Андреевым) Методика оценки школьной
социальнопсихологической комфортности (разработана А.А.
Андреевым)
2.
Методика
изучения
удовлетворенности
родителей
жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана
А.А.Андреевым) Методика изучения удовлетворенности родителей
работой
образовательного
учреждения
(разработана
Е.Н.
Степановым) Методика «Анализ воспитательной работы глазами
родителей обучающихся» (Нечаев М.П.)
3.Методика
изучения
удовлетворенности
педагогов
жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана
Е.Н. Степановым) Анкета «Ваше мнение» (составлена И.А.
Забуслаевой)

3. Удовлетворенность
педагогов
жизнедеятельностью в
образовательном учреждении
и результатами процесса
воспитания детей

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.